Прочность с запасом

23 ноября, 2018 - 13:05

-- leonnali

 

Каждую пятницу над карьером «Микашевичи» повисает тишина. Останавливаются механизмы, котлован покидают люди. После томительного отсчета секунд технический взрыв поднимает в воздух сотни тысяч тонн породы. Стартует очередной недельный производственный цикл РУПП «Гранит».

Самая большая открытая горная выработка в Центральной Европе по добыче строительного камня эксплуатируется с 1973 года. Геологическая экспертиза показывает, что запасов строительного камня, представленного диоритами, гранодиоритами, гранитам, при заданных темпах добычи хватит более чем на три десятка лет.

В настоящее время предприятие выпускает более 21 млн. тонн нерудных строительных материалов в год. По сути, без этой продукции не обходится ни одна национальная транспортная инфраструктура. Щебень востребован в гражданском и дорожном строительстве, при создании аэродромных покрытий и стоянок для автомобильного транспорта, в гидротехническом строительстве, незаменим для балластного слоя железнодорожного полотна.

Однако монополия предприятия в своей специфической нише рынка стройматериалов достаточно условна и вовсе не гарантирует постоянных масштабных заказов. За них приходится сражаться. Маркетинговая политика РУПП «Гранит» предполагает равную активность как на внутреннем, так и на внешних рынках. Заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности, маркетингу и сбыту Александр ВОЙТКУС не без удовлетворения перечисляет перспективные проекты внутреннего рынка, где предприятие заняло прочные позиции.

Традиционно холдинг «Белавтодор» является крупнейшими заказчиками продукции РУПП «Гранит». Только строительство автомагистрали М-6 (Минск - Гродно - погранпереход с Польшей) обеспечило предприятию в 2018 году сбыт около 1 300 000 тонннерудных строительных материалов. В текущем году закончена реконструкция взлетно-посадочной полосы Национального аэропорта «Минск». Постоянный канал сбыта дает продолжающееся строительство Белорусской АЭС. Стройплощадка крупнейшего мультимодального промышленно-логистического комплекса «Бремино-Орша» в поселке Болбасово становится стабильным потребителем щебня до 2024 года. Город-герой Брест готовится широко отмечать свой 1000-летний юбилей в 2019 году, в связи с чем открыто финансирование ряда проектов гражданского и дорожного строительства. И здесь не обойдется без продукции из карьера «Микашевичи».

Реконструкция участка автодороги Р-80, который входит в состав второй кольцевой автодороги белорусской столицы, будет завершена в 2019 году. Таким образом, вся вторая кольцевая автодорога вокруг Минска станет четырехполосной. Помимо решения транспортных потребностей самой столицы, это еще и транзит из России в страны Балтии.  Соответствующее кредитное соглашение  подписано между Беларусью и Европейским банком реконструкции и развития. Среди поставщиков проекта также РУПП «Гранит».

Экспортная доля в объеме сбыта «Гранита» достигла 40% и на предприятии считают, что эту планку снижать нельзя. Стратегия строится на удержании уже занятых рыночных ниш.  Как и для всей отрасли производства стройматериалов, здесь существует транспортное плечо рентабельности. Эти семьсот-восемьсот километров и определяют радиус бизнес–интересов РУПП «Гранит»: Россия, Польша, страны Балтии. Крупнейшим внешним потребителем все еще остается РФ, но с некоторых пор в Микашевичах крайне внимательно отслеживают европейские новости.

Не так давно Еврокомиссия в рамках программы Connecting Europe Facility (CEF) утвердила среднесрочный инвестиционный план поддержки 276 транспортных проектов на рекордные 13,1 млрд. евро. Софинансирование от общественного и частного секторов прогнозируется на сумму 28,8 млрд. евро. Приоритетность таких инвестиций определяется уже тем, что развитие трансевропейской транспортной сети может создать до 10 млн. рабочих мест и увеличить ВВП Евросоюза на 1,8% к 2030 году. В данном случае для «Гранита» представляет интерес Rail Baltica — проект железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая соединит Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу. Колея соединит Таллинн, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. В перспективе возможно продолжение маршрута до Венеции. В 2019-м году востребованные проектом объемы поставок могут составить свыше 1 млн. тонн щебня, в  связи с чем на предприятии готовы пойти на локальную модернизацию оборудования для соответствия продукции евростандартам.

Эффективным инструментом внешнего маркетинга на предприятии считают проводимые уже не первый год международные партнерские конференции. Встреча «ГРАНИТ ЭКСПОРТ - 2018» собрала в начале ноября около 25 компаний. Среди них - ЗАО "Milsa" (Литва), предприятия "OPAL" и Barter S.A. (Польша), ассоциация «НЕДРА» и  ООО «НЛК Автострада» (Россия). На конференции также присутствовали представители Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и ГО «Белорусская железная дорога», районные органы госуправления, глава представительства Литовской железной дороги в Республике Беларусь, глава представительства Белорусской железной дороги в Республике Польша.

  

Качество продукции

На предприятии активно применяются современные технологии, устанавливается новейшее оборудование.

–Производство поступательно модернизируется, -- рассказал заместитель генерального директора по качеству, начальник отдела управления качеством РУПП «Гранит» Сергей Михайлов. -- Закуплено оборудование во Франции, Финляндии (у нас стоят их дробилки), России. Выросла производительность технологических линий, заработала еще одна – пятая. Больше стали выпускать щебня мелких фракций, который пользуется массовым спросом и требуется для масштабных строек. Для частного строительства, например, для установки фундамента, охотно берут у нас крупные фракции 0-300 мм.

На предприятии постоянно расширяется номенклатура выпускаемой продукции. За прошлый год освоено четыре новые фракции. Сейчас их выпускается более 30. А когда завод открылся, в 1976 году, их было только 5.

Вся продукция сертифицирована в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Для активного продвижения на рынки Евросоюза предприятие также сертифицировало продукцию с правом СЕ – маркировки  в Нотифицированном органе Евросоюза (г. Вильнюс, Литва).  А это щебень для балластного слоя железнодорожного пути; заполнители для битумоминеральных смесей и поверхностных обработок дорог, аэродромных покрытий и стоянок для автомобильных дорог. Получены декларации соответствия на наиболее востребованные фракции:

 щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути фракции 25-60 мм ГОСТ 7392-2014;

щебень из гранитов и диоритов для дорожного строительства фракций 20-40мм, 40-70мм ГОСТ 8267-93;

щебень из гранитов и диоритов для дорожного строительства фракций 5-10мм, 10-20мм, 5-20мм ГОСТ 8267-93;

щебень для балластного слоя железных дорог из природного камня II категории фракции 25-60 мм ГОСТ 7392-2014;

щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути фракции фракции 31,5/50мм СТБ ЕН 13450-2007;

щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути фракции фракции 31,5/63мм СТБ ЕН 13450-2007.

 

 

Предприятие имеет все соответствующие сертификаты: системы менеджмента качества, системы управления окружающей средой, системы управления охраной труда.

На протяжении нескольких лет РУПП «Гранит» ежегодно принимает участие и является победителем конкурсов в области качества.

Примечательно, что у центрального входа в главное управление висит красиво выписанный призыв, который  работники РУПП «Гранит» демонстрируют своим гостям, как негласную заповедь: «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей работника, предусмотреть отдельные случаи и дать вперед указания, и поэтому каждый инженер, рабочий или служащий должен проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности, приложить все усилия для оправдания своего назначения». 

Image: 

Отзывы